1 августа (19 июля) 1904 года можно по праву считать датой рождения водно-моторного спорта в России. Именно в этот день на Средней Невке, в районе Елагина острова, в Санкт-Петербурге прошли первые в нашей стране гонки моторных судов, организованные Петербургским яхт-клубом. В «Петербургской газете» в тот день напечатали: «Сегодня в СПб. яхт-клубе назначен яхтенный и гребной праздник, во время которого будут поздно вечером устроены состязания на парусах и байдарках. В первый раз было предложено состязание на моторных лодках». Моторные лодки представили К.Картау («Сирена»), А.Коровин («Кри-Кри») и Л.Колиберский («Упрямый осел») от Санкт-Петербургского речного яхт-клуба, Александр Золотов («Потеха») от Санкт-Петербургского парусного клуба и Векшинский (имя лодки и клуба неизвестны). Петербургские газеты уделили много внимания первым российским гонкам на моторных судах. Соревнования и даже тренировки привлекли множество зрителей. Имена первых победителей сохранила для нас другая газета – «Петербургский листок»: «Первый раз была гонка судомоторов. Первый приз получил г. Картау на яхте «Сирена», сделавший 4 круга в 29 минут 15 секунд, второй – на моторной лодке г. Золотов, сделав 6 кругов в 33 минуты 22 секунды, Векшинский – 5 кругов в 35 минут 30,5 секунд, гг. Коровин – 7 кругов в 37 минут 13 секунд». К той гонке Золотов сменил на «Потехе» мотор на более мощный – 9 л.с. – той же фирмы Volverine. Это позволило ему достичь скорости свыше 10 узлов, так что именно ему достался серебряный кубок с надписью «Приз С.П.Б. Речного Яхт-клуба за состязание на моторных катерах. А.Л. Золотов, 19.VII.1904 г.». Гонка была устроена по гандикапу, ранее применявшемуся только для парусных судов. Как писал журнал «Яхта» (№3, 1908 г.), гандикап устраивается «в виде, если можно так выразиться, подарка слабым конкурентам, и тогда другие соперники относятся к этому доброжелательно, то есть они рассуждают – мы брали всегда призы, почему же не дать их раз слабым». В действительности же при вычислении гандикапа («форы») учитывалась разница в габаритах яхт, в первую очередь, длины. При появлении гонок моторных лодок стала учитываться еще и разница в мощности моторов. Вот как это было прописано в правилах гонок моторных судов на приз Г.Ф. Точинского: «Принимается во внимание судно с наибольшей длиной ватерлинии, и тогда всем меньшим судам время прохода дистанции (или учет) увеличивается на две секунды на каждый дюйм разницы в длине по ватерлинии на каждую милю дистанции. Чтобы поощрить правильный, хороший уход за мотором, до старта мотор должен быть остановлен совсем и разрешается пустить в ход лишь тогда, когда дан сигнал трогаться с места старта, причем время, потраченное для приведения мотора в действие, считается в общее время, назначенное для этого судна. Если мотор не будет приведен в действие в течение 5 минут от момента дачи сигнала для старта, то судно лишается права на гонку. Суда должны стартовать, начиная с меньшего, через интервалы, соответствующие их учету времени». Таким образом, в одной гонке могли участвовать «разнокалиберные» суда. В правилах моторных гонок, принятых Императорским речным яхт-клубом в 1908 г., измененных и дополненных в 1909 и 1910 гг. и признанных многими российскими клубами, требования к судам прописываются еще жестче. Во-первых, впервые дается определение «моторного судна». Им считается всякое судно, пользующееся для движения исключительно механическим двигателем с внутренним сгоранием, любой системы, без помощи ветра или применения человеческой силы. Моторные суда теперь разделяются на три разряда: «каютные крейсера» (1-й класс – с гоночной силой не менее 7,00; 2-ой класс – с гоночной силой равной 7,00), «прогулочные суда» (открытые, без каюты, гоночная сила которых менее 6,5), «гоночные суда» (класс А – суда до 9 метров по ватерлинии, класс Б – суда свыше 9 метров по ватерлинии, класс В - гидропланы). Для гонок каютных крейсеров и прогулочных судов установлен учет времени, согласно значению их гоночной силы, определяемой по специальной формуле, учитывающей длину, ширину, осадку и число лошадиных сил мотора.

Федерация водно-моторного спорта России